Легенда мирового карате: Уже тогда разочаровался в армянах - ИНТЕРВЬЮ
14.03.2021

Проживающий в Москве соотечественник Джахангир Шахмурадов не нуждается в особом представлении. Первый чемпион СССР по карате, он стал одним из пионеров азербайджанской школы боевых искусств. Не смирившись с советской идеологией, Д.Шахмурадов оставил свою основную профессию, найдя себя в философском направлении карате, тренерской деятельности и восточных оздоровительных системах. Когда мы обратились к Джахангиру муаллиму с просьбой дать интервью и рассказать о своем жизненном пути, он сказал, что ему «всего 68 лет и что его жизнь только начинается».

Caliber.Az побеседовал с легендой отечественного карате, поисках смысла жизни, истории карате в Азербайджане и кинематографическом опыте. Выяснилось также, что Джахангир Шахмурадов уже около года пишет книгу, которая носит не только автобиографический характер, в ней немало внимания уделено развитию карате в нашей стране.

https://caliber.az/storage/2021/03/12/E1A6872D-2288-4908-B9AF-4ED12B034252.jpg

- Для начала поделитесь с нами своими детскими воспоминаниями, расскажите о времени, проведенном в Баку.

- Начну с того, что моя бабушка по материнской линии была чистокровной украинкой. Мать знала семь языков, преподавала в Азербайджанском Педагогическом Институте им. М.Ф.Ахундова (ныне Азербайджанский Педагогический Университет – прим. ред.). Отец владел тремя языками. Мой дед был азербайджанцем, родом из села Новханы, а бабушка по отцовской линии - чистокровной немкой, родом из Германии. Отец, естественно, в совершенстве знал немецкий язык. У меня все это свежо в памяти, так как в настоящее время все это я описываю в своей книге. Мои родители дружили с семьей Гусман. На сегодняшний день на слуху две известные личности из этой семьи. Это первый заместитель генерального директора информационного агентства ТАСС Михаил Гусман, и его брат - режиссер и телеведущий Юлий Гусман

Меня с детства интересовало все неординарное, необычное, редкое, сюрреалистичное, абстрактное. Моими любимыми художниками были Сальвадор ДалиИероним Босх, любимым архитектором - Антонио Гауди. Я очень много читал, благо, дома была большая библиотека, любил рисовать. В 1966-68 годах окончил двухгодичные курсы мультипликаторов в студии «Азербайджанфильм». Получил также среднее музыкальное образование по классу фортепиано. Меня всегда тянуло к творчеству, особенно к кинематографу. С раннего возраста я мечтал о кино. Родители, правда, поначалу всерьез это не воспринимали. Отец хотел, чтобы я стал, как и он, экономистом международного уровня, а мать видела меня дирижером. Она была творческой личностью: пела, играла на фортепиано, танцевала, но отец не дал ей возможности развиваться в этом направлении.

Жили мы в центре Баку - Молоканском садике, я учился в школе №1. Помню наш бакинский двор, в котором мы часто с соседскими мальчишками играли в футбол, играющих в нарды мужчин. Нашими соседями были люди самых разных национальностей - молокане, евреи, армяне. Все друг с другом поддерживали отношение, помогали, жили как одна большая семья. Но позже я полностью разочаровался в армянах.

- Что к этому вас побудило?

- Взять хотя бы сумгайытские события 1988 года, в то время я находился в Баку. Более того, помог трем армянским семьям выехать из города. Кто-то из них сейчас живет в Москве, кто-то в Краснодарском крае, но дело не в этом. Позже они заявили, что, оказывается, я был перед ними в долгу, был обязан им помочь, что это происходило не из чисто человеческих побуждений.

А первые звоночки прозвенели тогда, когда армянские дети между собой распространяли карту «Великой Армении». Однажды она попала и в мои руки. Я был шокирован, так как изображенное государство простиралось от Англии до Средиземного моря. Впоследствии я много читал на эту тему, интересовался. Недавно наткнулся на одну книгу, которая меня шокировала. Один армянский ученый, кандидат исторических наук, человек в возрасте, казалось бы, мозги уже должны работать, выпустил книгу «Армянские корни Иисуса Христа». Это очень для них типично, у них все началось с конца XIX века, когда образовалась террористическая организация «Дашнакцутюн». Рядовые армяне сами от этого страдают...

- Когда вы начали интересоваться спортом, в частности, карате?

- В принципе, к спорту, как таковому, меня никогда не тянуло. Спортивная жизнь, медали, рекорды, звания - не для меня. Просто так сложилось, что в моей жизни был определенный период, когда я в этом должен был участвовать. Я всегда находился в поисках духовной составляющей бытия. Мне в жизни везло с педагогами, судьба сталкивала с людьми, которые становились для меня наставниками и учителями по жизни. Таким, в частности, был преподаватель физкультуры Анатолий Чумаков. Он был мастером спорта СССР по боксу и увидел во мне спортивные задатки. Однажды Чумаков пришел к нам домой, чтобы побеседовать на эту тему с моим отцом. Он сказал, что я мог бы добиться серьезных результатов в спорте, в частности, спортивной гимнастике. Так, я начал заниматься спортивной гимнастикой, пока меня не потянуло в сторону восточных единоборств.

Баку в то время был, пожалуй, одним из самых неординарных городов Советского союза. Это был многонациональный, передовой, интеллектуальный, прогрессирующий город, где часто проходили фестивали зарубежных фильмов. Как-то проходил фестиваль японского кино, на котором демонстрировали картины известного кинорежиссера Акиры Куросавы «Расемон», «Семь самураев», «Красная борода». У меня просто «снесло крышу» от этих фильмов, и неожиданно возникла страсть к карате. Естественно, в СССР карате еще не было, об этом ничего не знали, поэтому в 1967 году я начал заниматься дзюдо и самбо.

https://caliber.az/storage/2021/03/12/DB64A6B5-8DCA-4F43-8403-AD6E21E2EE97.jpg

- Почему в СССР карате был фактически под запретом?

- История России, начиная с октябрьской революции 1917 года, была связана с потрясениями и кровопролитием. Сначала гражданская война, потом расстрелы крестьян, раскулачивание, коллективизация, репрессии, депортации народов. После смерти Сталина к власти пришел необъективный, невоспитанный и необразованный Хрущев. С одной стороны он понимал, что страна нуждается в изменениях, но с другой - был ярым консерватором. Был поднят «железный занавес», все подвергалось цензуре, людям все запрещали. Лично у меня четыре раза были серьезные проблемы с КГБ. Я, вообще, еще будучи студентом, уже слыл бунтарем. Меня привлекала сатира, всегда остро реагировал на ложь, отсутствие воспитания. Карате тоже подвергалось цензуре, как и все, в принципе. Как и кинематограф, искусство, эстрада. Были преследования и гонения, поэтому карате долгое время находилось в некоем подпольном состоянии.

https://caliber.az/storage/2021/03/12/B60BE0E9-81E7-44D3-BA0D-E0A0C0CAC1E5.jpg

- Как же вы все-таки пришли к карате?

- Переехав в Москву, я продолжил заниматься дзюдо. Так случилось, что я оказался в самой именитой школе «Сэн'Э», которая потом стала известной во всей стране под названием Центральная школа карате, и мы стали зачинателями карате в СССР. Основатель и руководитель школы Алексей Штурмин добился того, что в стране узаконили карате на государственном уровне, признав его, увы, видом спорта. Но другого пути не было, карате в Советском Союзе не могло быть представлено в виде частной практики или  частной школы. Недаром Алексея Штурмина называют отцом советского карате. Не было бы его школы -  в советский период карате оставалось бы подпольным занятием. Кстати, Центральная школа карате дала толчок для развития всем восточным единоборствам в Союзе. Благодаря нам всплыли  китайские, корейские, вьетнамские и даже гватемальские боевые искусства…

https://caliber.az/storage/2021/03/12/352321EC-9858-41AF-BA7D-620F83F3E3C0.jpg

- Вы сказали, что сожалеете по поводу того, что карате стало в СССР видом спорта. Почему?

- По моему мнению, в этом плане куда важнее духовное направление карате, нежели спортивное. Изначально все восточные единоборства базировались на очень глубокой и фундаментальной философской основе, теперь это, к сожалению, забыто. Мы живем в мире, который имеет проявление в законе «символического квадрата». Все, что нас окружает, вибрирует в цифре четыре: четыре времени года, четыре стороны света, четыре основных математических действия, четыре группы крови человека и т.д.  Карате, как и любой вид восточных единоборств, укладывается в эту концепцию.

Им можно заниматься в четырех направлениях. Первое – это физкультура, когда занимаешься карате два-три раза в неделю. Второй вариант -  когда рассматриваешь карате в качестве спорта, стремишься к титулам и наградам. Прикладной вид подразумевает нанесение увечий и убийства во время войны, например. Выбирая же духовный путь, человек начинает заниматься единоборствами сквозь призму познания самого себя, своих скрытых возможностей, своего потенциала. Это меня всегда привлекало больше. Я не хотел выступать в соревнованиях, меня, можно сказать, заставляли, говорили, что я должен помогать развитию школы т.д. Из-за этого я стал активно выступать на соревнованиях и даже стал чемпионом СССР. Но вскоре после всех этих почестей начал отходить от спортивного направления в пользу духовного, так как первое считал примитивным.

Кстати, моя дочь пошла по моему пути. Сейчас она живет в США и какое-то время была начальником отдела в компании The Boeing Company, но потом уволилась и начала заниматься танцами.

https://caliber.az/storage/2021/03/12/75727F44-A5BA-4AF3-824E-02987BA4E655.jpg

- Расскажите подробнее про переезд в Москву? Чем он был обусловлен?

Я мечтал работать в киноиндустрии, хотел поступить в московский вуз. Отец тогда мне дал мудрый совет, сказав, что «если кино тебя так сильно привлекает, раз ты хочешь посвятить этому жизнь, то сначала нужно познать эту сферу изнутри, познакомиться со сведущими людьми, читать книги, смотреть фильмы». В итоге я приехал в Москву, стал работать осветителем на учебной киностудии ВГИК (Всероссийский государственный университет кинематографии – прим. ред). Через год, в 1971 году я успешно прошел творческий конкурс, сдал экзамен и начал учиться. Но по окончании учебы мой интерес к кино угас, во многом по идеологическим причинам. В результате я полностью посвятил себя карате. Нашел себя в тренерской деятельности, воспитании подрастающего поколения, философским поискам. Я много путешествовал, подолгу жил и работал в Китае, Индии, США, совершенствовался -  учился, смотрел, систематизировал, анализировал. Тем не менее, к кино у меня была и остается предрасположенность, но я сознательно не участвую в кинопроцессе.

- По какой причине?

- Это то, из-за чего у нас с отцом были постоянные разногласия. Он не понимал причину моего ухода в карате. Говорил, что я так долго шел к кино, добился своего, окончил престижный вуз… Хотя, вы знаете, творческое начало сидело во мне очень долго. В 1986 году меня пригласили на киностудию «Азербайджанфильм», директором которого был известный сценарист Рамиз Фаталиев. Он поинтересовался, почему я не занимаюсь кино, на что я ему ответил, что в моей жизни есть более достойные, интересные вещи, по сравнению с которыми кино – это ерунда. Помню, как он удивился. Но я согласился снять фильм. Я наткнулся на провокационный сценарий о политической системе СССР, где отмечалось, что страна идет к тупику и т.д. Несмотря на то, что уже началась перестройка, все побаивались, я же подумал, что это как раз подходящее время для того, чтобы поднять свой голос. Но все это вылилось в то, что мне начали мешать. Правда, фильм все же  я снял -  это остросатирический арт-фильм «Вакантное место». Но, на мой взгляд, он не получился, он не отразил задумки. Тем не менее, его принял Госкомитет по кинематографии» СССР,  его показали по Центральному телевидению, в том числе два раза по телеканалу «НТВ». Но после этого я сказал себе, что в эту играть игру не хочу, буду заниматься своим делом.

- Как бы вы не отдалялись от кино, так или иначе судьба вас с ним сталкивала. Вы сыграли отрицательную роль героя-пирата в художественном фильме «Пираты ХХ века»…

- Да, был такой опыт. У режиссера Владимира Краснопольского в сценарии были драки и разные конфликтные ситуации. Он никак не мог найти каскадеров, в результате чего решил обратиться в нашу школу карате, где отобрал нескольких человек, в том числе меня. Фильм стал одним из самых популярных отечественных блокбастеров, в котором я просто засветился. Для меня это ровным счетом ничего не значило, хоть и фильм стал культовым.

https://caliber.az/storage/2021/03/12/4A34B6E4-7DC4-4459-A373-4D9EAFB3ED6A.jpghttps://caliber.az/storage/2021/03/12/9D658146-D0BF-4098-911E-C44491DC34B4.jpg

- А как же зародилось карате в Азербайджане?

- Так как Азербайджан входил в СССР, то абсолютно все вопросы решались в Москве. Именно  там зародилась самая большая, многочисленная, квалифицированная школа, которая вошла в историю под названием Центральная школа карате, на базе которого было создано карате в СССР.  Ее основателем и руководителем был, как я уже отметил выше, Алексей Штурмин. Я же был одним из тех, кто стоял у истоков, фактически, являясь ветераном всего движения. Именно движения, потому что на базе нашей школы было создано и организовано движение карате по всему Союзу.  Все это, естественно, происходило под бдительное око КГБ, где были недовольны тем, что движение в стране стало массовым. Поэтому развивать карате возможно было исключительно через спорт.

В семидесятые годы в Азербайджане местные ребята начали проявлять интерес к карате. Несмотря на то, что я жил в Москве, часто приезжал в Баку, делился с местными ребятами различными техниками карате, знаниями, опытом. Мы тренировались везде – в залах, на открытом воздухе, выезжали на морское побережье.  На сегодняшний день мои ученики являются главными ветеранами движения карате в Азербайджане. Все они были аттестованы на уровень «черного пояса» ЦШК. Это Мирали СеидовТалыб БерзигияровЮрий МустафаевВладимир ХарионовОктай Мамедов и другие.

Кстати, Мирали Сеидов - президент Национальной Федерации Джиу-джитсу Азербайджана. Это я ему посоветовал перейти на джиу-джитсу, так как у него начал проявляться интерес к прикладной технике карате. Тем более, что на тот момент он состоял в структуре МВД, а такая практика в спецподразделениях могла быть полезной. Он именно это и выбрал. А его ученик Яшар Баширов, который сейчас возглавляет Федерацию карате Азербайджана, предпочел спортивное направление и добился в нем небывалых результатов. На данный момент Федерация, президентом которой он является, по сути, является одной из лучших в мире, вместе со звездой мирового уровня Рафаэлем Агаевым - пятикратным чемпионом мира, двенадцатикратным чемпионом Европы.

- В 2018 году в Азербайджане торжественно отметили 40-летие карате в СССР. Вы стали почетным гостем мероприятия…

https://caliber.az/storage/2021/03/12/25E683C3-75BB-46E9-89EA-71065B70E4CB.jpg

- IX Международный турнир по каратэ WKF «Baku Open» был приурочен к 40-летию возникновения каратэ в СССР. Были приглашены гости из бывшего Советского Союза, опытные наставники, по сей день воспитывающие талантливых спортсменов. Этот вклад сенсеев в развитие карате был отмечен на торжественной части турнира. В состав российской делегации входили, в том числе я и Алексей Штурмин. Он, кстати, попросил меня показать ему город, и был в шоке от увиденного.  Особо Штурмина поразила архитектура Баку, вмещающая в себя совершенно разные архитектурные типы, которые друг друга дополняют и смотрятся органично и очень красиво. Он признался, что Баку для него отныне – любимый город.  Об этом Штурмин, кстати, сказал на торжественном закрытия мероприятия.

- Расскажите вкратце о книге, которую вы пишите.

- Она состоит из двух томов. Первый носит биографический характер. Здесь я касаюсь также идеологии, политики запретов в СССР, в том числе и карате, которое подвергалось гонениям, запретам и цензуре. Второй том будет посвящен трем бакинцам, сыгравшим ключевую роль в развитии карате в Азербайджане: мне, Мирали Сеидову и Яшару Баширову. Это некая преемственность поколений – я обучал Алика, а он уже в свою очередь Яшара. Собственно, книга так и называется «Карате в Азербайджане: история трех бакинцев». На данный момент ведутся переговоры с издательствами по поводу ее издания.

Наталья Гулиева