Президент Ильхам Алиев в своей политической деятельности сыграл важную роль в объединении различных геополитических сил
29.03.2024

Идею новой национальной идеологии озвучил президент Азербайджана господин Ильхам Алиев. Точнее, глава государства попросил открыть обсуждения на счёт национальной идеи. Исходя из этого, дискуссии инициировали интеллектуалы, люди, знакомые с общественно-политическими процессами, представители неправительственных организаций в разных аудиториях. На вопросы Medianews.az ответил участник подобных дискуссий, известный писатель и автор многочисленных исследований по психогеополитике Адгезал Мамедов.

— Господин Мамедов, мы хотели бы начать с Вами дискуссию о национальных идеях и углубиться в детали. Какие стандарты и реалии должна отражать идеологическая концепция Азербайджана?

— Фактически, я называю современную Азербайджанскую Республику третьей Азербайджанской Республикой. Первая – республиканский период Азербайджанской Республики (1918-1920). Вторая – государство Азербайджанская ССР, (хотя и находился под влиянием коммунистической идеологии). Третья – это современная Азербайджанская Республика, которая отвечает исторической справедливости, в том числе реалиям нового времени и была основана нашим великим лидером Гейдаром Алиевым. Основным идеологическим принципом этой республики является идея азербайджанства. Сегодня наиболее оптимальной и объединяющей идеологической концепцией для азербайджанского народа является азербайджанизм. Неслучайно Президент Ильхам Алиев во время своей инаугурации уделил этому вопросу особое место. Глава государства отметил, что основу этой концепции заложил общенациональный лидер Гейдар Алиев, и идеология азербайджанизма уже принята всеми в обществе как идеологическая концепция. Поэтому сегодня эта линия должна работать на семью, дом, точнее на его бытовой культурный код, а не на теоретические знания. Мой вывод, мое мнение таково, что идеологические концепции должны отвечать и геополитическим реалиям. Есть высказывание Харуна Ар-Рашида, правда, его иногда пишут от имени Наполеона: «Судьбы народов решает география». И так национальная идеология, представляющая собой совокупность национальных идей, должна в первую очередь отвечать нашей политике национальной безопасности. Политика национальной безопасности – это концепция «бытия» государства. За этим понятием «Существование», конечно же, стоят как текущие геополитические реалии, так и реагирование на политические тектонические изменения мира. Иными словами, национальная идея, национальная идеология не могут оставаться в застойном состоянии. Если мы останемся в сидячем положении, мы должны исходить из геополитических интересов государства Аггоюнлу или Сефевидов, точнее из его идеологической концепции. Это привело бы к очень серьезному результату-конфликту Азербайджана с соседними государствами. Идея азербайджанства уже проникает в нашу душу, в сознание нации. Из этого поглощения произошла сегодняшняя победа, то есть восстановление 86,6 квадратных метров нашей территории.

-Как вы думаете, какой должна быть цель, направление, приоритет на следующем этапе?

-Подчеркну, что геополитика оказывает огромное влияние на национальную идеологию. Позвольте мне привести пример. У меня тесные связи с Узбекистаном, с политической элитой этой страны. В целом, Узбекистан является крупнейшим государством Центральной Азии как по численности населения, так и по ресурсам. На самом деле Казахстан территориально больше, но с точки зрения геополитики Узбекистан — центр Средней Азии. Последние годы мир говорит о пересыхании Аральского моря. Одна из серьезных причин этого заключается в том, что центральноазиатские республики питаются двумя большими реками. Трагедия в том, что Центральная Азия не имеет выхода к открытам морям. Поскольку они не имеют выхода к морю, они неизбежно зависят от соседних государств. С другой стороны, реки Амударья и Сырдарья, которые считаются жизненно важными артериями этого географического пространства и проходят через Среднюю Азию. Одна вытекает из гор Тянь-Шаня с севера, и часть ее начала, является территорией Китая, а другая — река Амударья протекает в горах Афганистана. Фактически от этого источника воды зависит существование Узбекистана. Потому что на долю сельского хозяйства приходится примерно 74% валового внутреннего продукта страны.
И вдруг при финансовой поддержке из ближнего зарубежья талибские власти Афганистана начали строить большую плотину у истока Амударьи. Учитывая, что даже в нынешней ситуации эти реки не покрывают и 70% потребностей аграрного сектора Узбекистана, так как строительство такой плотины, очень сильно будет отражаться и на экономическом состоянии этого государства.Учитывая это, Ташкент вынужден искать новые источники. Теперь хотят взять в качестве источника реки Волгу и Урал, потому что другого выбора не осталось. Конечно, этот геополитический фактор обязательно повлияет на национальную политику и идеологию этих государств. Неслучайно в Средней Азии больше говорят о славяно-тюркском единстве, чем о туранском единстве. Выхода нет! Либо вам следует склониться в сторону Китая, либо вам следует более охотно сотрудничать с географическим регионом, с которым вы были вместе на протяжении веков, чтобы обеспечить геостратегическую безопасность. По этой причине в последнее время в Средней Азии учению Льва Гумилева уделяется довольно много внимания. В связи с этим я понимаю, что и в Азербайджане должны быть разработаны новые концепции относительно этих последних процессов, происходящих на нашем географическом пространстве. С точки зрения полной стабильности азербайджанство как идеология проявляет себя как объединяющий фактор. Но есть и геополитические реалии. Это, безусловно, повлияет на нашу национальную политику. Моя цель, говоря это, состоит в том, что, поскольку геополитическая конъюнктура мира время от времени меняется, мы вынуждены пересматривать и национальную идеологическую концепцию, которая вытекает из требований самой этой географии или преимуществ, предоставляемых нам географией. Это, образно говоря, особенности географии, которые связывают нам руки. Наше счастье в том, что дополнительная часть концепции национальной идеологии Азербайджана очень тесно связана с географией огузов.

-То есть здесь господствует турецкая линия, а роль “генератора” играет Азербайджан, не так ли?

-Да, мы играем роль связующего локомотива. Мы знаем, что Президент Ильхам Алиев в своей политической деятельности сыграл важную роль в объединении различных геополитических сил ради общих интересов. Разумеется, у Азербайджана здесь тоже есть интересы. Например, конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Каждое из государств, подписавших эту конвенцию, имеет определенные обязательства и ответственность. Потому что, если бы правовой статус Каспия не был обеспечен, Бог знает, может быть, изменили бы направление реки Волги. Так тоже может произойти. Есть Волго-Донский канал. Судоходство, являющееся одной из основных отраслей нашей экономики, не может выйти ни на какие открытые воды без Волго-Донского канала. Также, согласно условиям конвенции, сегодня ни один стратегический проект, связанный с Каспием, не может реализоваться без общего согласия. То есть мы должны использовать преимущества, которые дает нам география, и сотрудничать. Конечно, это сотрудничество повлияет и на наши идеологические концепции в определенном контексте. С другой стороны, чтобы избежать проблем, с которыми столкнулся Узбекистан, я считаю, что необходимо подписать конвенцию о правовом статусе Куры и Аракса. Честно говоря, эта работа абсолютно необходима для того, чтобы предотвратить загрязнение Куры и Аракса. В то же время в последние годы в Азербайджане начала проявляться нехватка пресной воды, что серьезно сказалось на сельском хозяйстве. У истоков этих рек строятся новые платины. В последние годы эти водоемы стали серьезно влиять на общую емкость Куры, особенно Аракса. В перспективе есть проекты изменить течение Куры и направить ее в озеро Нохудлу, которое строится в Артвине. С этой точки зрения я считаю, что в этих вопросах должно быть достигнуто сотрудничество и должна быть создана среда взаимного сотрудничества.

— Что вы можете сказать по вопросу национальной идентификации и антропологической карты?

— Наши враги говорят нам: «Вы кочевой народ, вы пришли сюда во времена Сельджуков», «Вы пришли на это географическое пространство и пошли в Анатолию после Малазгита». Но на этом географическом пространстве до Сельджуков были каспийские тюрки. Ведь Азербайджан имел богатое и древнее историческое прошлое даже до исламизма. То есть на географическом месте Азербайджана, под разными названиями, были государства, и мы являемся носителями как этногенетических, так и антропологических черт этих народов. Древняя Кура -Аракская культура, по моим средним подсчетам, насчитывает 5 тысяч лет. Наш покойный ученый Рабия Гасымова, ставшая единственным азербайджанским специалистом в этой области, в то время проводила антропологические исследования. Так, когда строился Мингячевирская ГЭС, Мир Джафару Багирову сообщают, что там в очень древних кувшинах были найдены антропологические материалы. Было предложено взять оттуда эти материалы, чтобы они не попали под платину. В то время Рабия ханум занималась этим, и ее исследования были опубликованы в советских историко-антропологических журналах. Стало понятно, что они имеют историю в несколько тысяч лет.

— Если не ошибаюсь, вы говорили об этом в одной из телепередач. Тогда вы заявили, что такое исследование проводилось в Гейчинском районе Западного Азербайджана, в районе озера Гейча…

— Да, там работали российские исследователи. Русскими исследователями были найдены антрополигические материалы, и впоследствии стало ясно, что они не имеют ничего общего не только с армянами, но и с другими соседними народами. Фактически, мы,только в этих землях -автохоны и несем генетический код наших прошлых предков. История, представленная армянами, полностью вымышлена. Единственный фактический источник – антропология. Пусть покажут антропологический материал, то есть наша история более древняя и глубокая.
Да, Азербайджан расположен на такои географическом пространстве, где процветала миграция народов. Азербайджан – миграционный центр Евразии. Например, в период Халифата это место, где сошлись арабы, а позже сельджуки, тимуриды и хулакиды, и мы несем черты каждого из них. Но это не дает нам повода говорить, что мы пришли сюда в XI веке. У азербайджанского народа есть христианский период и тотемный период. Посмотрите, мы должны подходить к нашей истории именно с этой точки зрения, с призмы азербайджанизма. И в азербайджанизме стратегической целью должен стать азербайджанизм во имя Великого Азербайджана.

-Есть ли механизм реализации этих идей? Есть предложения по этому поводу?

-Мне очень жаль, что у Азербайджана действительно нет этногенетической и антропологической карты. Жаль, что мы до сих пор не использовали этот контекст в нашей политической борьбе. Поэтому я предложил, давайте учредим «Националный Центр Генома» и проведем эти исследования. Я также преподаю ментальную портретологию в области международных отношений в Западно-Каспийском университете. Я даже представил им только что вышедшую мою книгу «Психогеополитика». Мне кажется, что эта работа должна проводиться серьезно и должна поддерживаться нашим государством. Нам следует провести широкую просветительскую работу в этой области, опубликовать серии статей в печати, создать радио- и телепрограммы. Словом, идея и предложение, выдвинутые Президентом Ильхамом Алиевым, должны быть достаточно четко и широко пропагандированы и доведены до каждого человека в отдельности.

Примечание: Интервью подготовлено при финансовой поддержке Агентства развития СМИ Азербайджанской Республики и в соответствии с условиями конкурса на тему «Пропаганда истории государственности Азербайджана, национальных традиций, науки и культуры».

Вугар Мамедов