Как иранцы меняли шило на мыло
03.11.2022

Исламская революция не оправдала надежд простых иранцев.

Все началось с того, что в традиционно религиозном городе Ирана Куме студенты, в знак протеста против клеветнической статьи в адрес опального религиозного деятеля Хомейни, вышли на манифестации. 

Шахский режим жестко подавил митинги, что привело к гибели нескольких студентов. В годовщину 40 дней погибших  вспыхнули протесты уже в Тебризе, и несмотря на жесткое подавление, манифестации продолжались, что со временем привело к бегству Шаха в США.
Но что привело к тому, что граждане Ирана решили свергнуть монархию, при которой Иран был светской страной и все последние технологические новинки, новейшие американские автомобили, военная техника, гражданская авиация доставлялась в первую очередь в Иран?

Да, Иран де-юре был независимым государством, которым управлял монарх, страна активно добывала нефть и газ, развивалась, как ни странно это сегодня звучит, но Тегеран в 60-е- 70-е года больше был Париж, чем сам Париж.

Главной причиной недовольства граждан Ирана было связанно с тем, что нефтегазовый сектор был полностью в руках иностранных, а если быть точнее, американских компаний. США в Иран поставляли все: от пуль к М-16 до новейших ,на тот момент, истребителей F-16. Но все это продавалось за деньги, выкаченные из нефтегазовых месторождений Ирана. США же вооружал и держал Иран в узде из-за Советского Союза. Иран из-за своего географического расположения имел очень большое значение для Вашингтона. Турция уже была в НАТО, Иранский Шах же был полностью предан США.

С одной стороны, Советский союз вел подрывную деятельность в Иране, подпитывая недовольных, подпольную оппозицию, да и любого, кто готов был восстать против Шаха. С другой стороны, США допустили серьезную ошибку. В 1977 году администрации президента США Джимми Картера оказала сильное давление на Пехлеви, чтобы тот шах ослабил репрессии против критиков режима и освободил несколько сотен политических заключённых. Это стало точкой невозврата.  С одной стороны «марксисты», а с другой стороны, опальные религиозные деятели начали поднимать граждан против Монархии, обещая им справедливое распределение нефтегазовых долларов, безбедную жизнь, а главное, равенство, чего не могло быть ,априори, при монархии.

Опустим события 78-79 годов. Революция свершилась. Хомейни вернулся в Иран и сделал ход конем: он объявил незаконным власть премьер- министра Бахтияра, который выпроводил Шаха Пехлеви из Ирана и пригласил в Иран самого Хомейни из пятнадцатилетний, ссылки обратно в Иран.  Что было дальше, знают все: Хомейни взял власть в свои руки и начал закручивать гайки, вводя законы шариата….
Тут нужно обязательно сделать небольшое, но очень важное отступление, которое проливает свет даже на сегодняшний страх Иранских властей перед азербайджанцами.

Несмотря на то, что азербайджанцы никогда не были в Иране меньшинством, их все таки называли и называют этническим меньшинством этой страны. Ничего себе меньшинство в 35-40 миллионов человек. Но сейчас не об этом. Движущей силой Исламской революции безусловно были  азербайджанцы, а центром недовольства Шахским режимом был Тебриз. Но тут есть большое НО! Азербайджанцы, поддержавшие революцию в Иране, ожидали, что она приведёт к демократизации, они верили в то, что демократизация, если и не приведёт к полной культурной автономии, то хотя бы положит конец запрету на культуру и язык этнических меньшинств. Но как показала история - их обманули. Все стало на порядок хуже, чем было. Хомейни помнил какие силы свергнули Шаха и именно по этому больше всех, даже больше США он боялся азербайджанцев. Этот страх он передал по наследству следующему религиозному лидеру, а по факту, человеку который по сей день управляет Исламским государством- Хаминеи.

Вернемся к тому, как после революции Хумейни закручивал, ослабевшие во времена монархии, гайки иранцев. В стране были введены строгие законы шариата. Настолько строгие, что их даже можно считать ужесточенной версией этих законов. Нефтегазовый сектор был национализирован, но нефтедоллары, как было обещано, не потекли в карманы граждан.
Именно в этот момент США подложили Ирану жирную свинью в виде санкций. И революционеры не смогли дать, если и хотели, что еще под большим вопросом, обещанный до революции расцвет страны. Иран в одночасье из светского государства, во времена которого было все: пусть и не у всех, но было, оказался в глубокой санкционной яме. Когда в стране все, буквально все: от автомобилей  до самолетов было американского и европейского производства, и в один момент,  даже элементарную запасную часть к этой технике найти стало невозможным. С прилавков пропали западные продукты, даже газировка, которая лилась рекой во времена Шаха, превратилась в дефицит.
Конечно же те, кто рвали глотки на манифестациях выкрикивая «Шах ушел, Имам пришел»  такого не ожидали. Иранские граждане попали из огня да в полымя.

Сегодняшний Исламский режим хорошо знает, что по сей день они не смогли дать гражданам даже половину того, что обещали в 1979-м году. Да и не смогут. Потому что их обещания противоречат их идеологии. Именно поэтому до сих пор исламский режим продолжает закручивать гайки. Толи они не знают, толи не хотят задумываться о том, что если постоянно закручивать гайки, то или резьба сломается или же гайка треснет. И скорее всего в центре очередных волнений, но уже не против монархии, а против исламского режима, окажутся опять же азербайджанцы и Тебриз.
Д. Аскеров

Visiontv.az